53.03.06 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

 

__________________

Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

1. Написание (переизложение) на основе нескольких коротких заметок связного текста объемом до полутора страниц формата А4; оценивается грамотность, логика, аргументированность суждений; время выполнения – 3 часа.
2. Тест из 10 вопросов (образец теста); время выполнения – 20 минут.
3. Обсуждение написанных ранее текстов абитуриента, опубликованных или неопубликованных (предоставляются в распечатанном виде)

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Музыкальный диктант (одноголосный)  в форме периода (8 - 10 тактов),  содержащий отклонения в  тональности 1-й степени родства.
Время выполнения 30 минут.

2. Определение на слух (устно) ладов, интервалов и аккордов, гармонических последовательностей в трех- или четырехголосном аккордовом изложении.

3. Пение с листа (одноголосие) или исполнение романса/песни с аккомпанементом (по желанию).

Примерный уровень сложности: Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. Одноголосие (1 часть); Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио.

4. Разбор музыкального произведения (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).

Примеры сочинений: пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана.

5. Музыкальная  литература предполагает знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры в объеме программы специальных учебных заведений Абитуриенту будет предложено сделать обзор творчества и остановиться на одном произведении (по выбору поступающего) следующих композиторов: И.С. Бах; Й. Гайдн; В.А. Моцарт; Л. ван Бетховен; Ф. Шуберт; Дж. Россини; Р. Шуман; Ф. Шопен; Г. Берлиоз; И. Брамс; Дж. Верди; Ж. Бизе; Э. Григ; М.И. Глинка; А.П. Бородин; М.П. Мусоргский; Н.А. Римский-Корсаков; П.И. Чайковский; С.В. Рахманинов; С.С. Прокофьев; Д.Д. Шостакович. Вопросы могут затрагивать современную музыку (академическую или популярную).

КОЛЛОКВИУМ 

В программу коллоквиума входит исполнение произведения на музыкальном инструменте, а также собеседование по профессиональным вопросам (список рекомендуемой литературы). Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области современной музыкальной культуры, разных видов искусства. 

__________________

Менеджмент музыкального искусства

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

Экзамен по специальности проводится в письменной и устной форме. Абитуриент предоставляет портфолио, отражающее опыт самостоятельной исследовательской или практической работы в избранном направлении. Портфолио оформляется в виде папки с вложенными в нее листами формата А4, содержащими подтверждение достижений абитуриента. При оценке материалов учитывается активность абитуриента, разнообразие видов деятельности, самостоятельность и инициативность в работе над проектами.

Письменная часть экзамена по специальности включает в себя тестирование на основе изучения специальной литературы и терминологии (примерный список и образец теста).
Время выполнения теста – 30 минут.

Устная часть экзамена по специальности – обсуждение представленного портфолио с целью выявления мотивации и готовности абитуриента к выбранной программе обучения. 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Музыкальный диктант (одноголосный)  в форме периода (8 - 10 тактов),  содержащий отклонения в  тональности 1-й степени родства.
Время выполнения 30 минут

2. Определение на слух (устно) ладов, интервалов и аккордов, гармонических последовательностей в трех- или четырехголосном аккордовом изложении.

3. Пение с листа (одноголосие) или исполнение романса/песни с аккомпанементом (по желанию).

Примерный уровень сложности:
Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. Одноголосие (1 часть); Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио.

5. Разбор музыкального произведения (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).
Примеры сочинений: пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана.

5. Музыкальная  литература предполагает знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры в объеме программы специальных учебных заведений Абитуриенту будет предложено сделать обзор творчества и остановиться на одном произведении (по выбору поступающего) следующих композиторов: И.С. Бах; Й. Гайдн; В.А. Моцарт; Л. ван Бетховен; Ф. Шуберт; Дж. Россини; Р. Шуман; Ф. Шопен; Г. Берлиоз; И. Брамс; Дж. Верди; Ж. Бизе; Э. Григ; М.И. Глинка; А.П. Бородин; М.П. Мусоргский; Н.А. Римский-Корсаков; П.И. Чайковский; С.В. Рахманинов; С.С. Прокофьев; Д.Д. Шостакович. Вопросы могут затрагивать современную музыку (академическую или популярную). 

КОЛЛОКВИУМ

В программу коллоквиума входит исполнение произведения на музыкальном инструменте, а также собеседование по профессиональным вопросам. Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области современной музыкальной культуры, разных видов искусства.

 __________________

Этномузыкология

РАСШИФРОВКА И ИСПОЛНЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН 

1. Выполнить нотную запись народной песни по фонограмме (пять строф). Каждому абитуриенту предлагается на выбор один из трех примеров в звукозаписи.
Время выполнения - 3 часа.
2. Исполнить две народные песни, заранее подготовленные по собственному выбору; ответить на вопросы, связанные с характеристикой этих произведений.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Записать двухголосный диктант (8-10 тактов) гармонического склада.
Время выполнения – 30 минут.
2. Спеть с листа мелодию народной песни или мелодический фрагмент из сочинения композитора, включающий характерные интонационные и метроритмические особенности народной песенности.
3. Спеть и определить на слух лады, интервалы, аккорды, гармонические последовательности.

КОЛЛОКВИУМ

1.  Исполнение произведения на музыкальном инструменте.
2. Собеседование, которое ставит своей целью выявление общего уровня подготовки абитуриента к дальнейшему обучению, его способностей к реализации творческих проектов в различных областях музыкальной культуры, в системе образования и управления в области музыкального искусства, в музыкально-общественной жизни.

 __________________

Музыковедение

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ПИСЬМЕННЫЙ И УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН)

Письменная часть

1. Написать трехголосный диктант с мелодически развитыми голосами.
Время выполнения – 30 минут.
2. Выполнить письменно на выбор:
а) гармонизацию мелодии в малой форме (период, двухчастная репризная) с энгармонической модуляцией и возвращением в главную тональность, с мелодической фигурацией фактуры;
б) досочинение данного тематического зерна (2-4 такта) до малой формы (период, простая двухчастная форма); классическая система гармонии.
Время выполнения – 2 часа.

Устная часть

1. Сыграть на выбор:
а) модуляцию в отдаленный строй с возвращением в главную тональность; форма – расширенный период или простая двухчастная репризная;
б) 3-4 варианта завершенных в разных тональностях построений на основе заданного двутакта с использованием одного и того же альтерированного модулирующего аккорда.
2. Определить форму и структуру (гармоническую или полифоническую) в предлагаемом произведении; материал – гомофонная пьеса, часть сонаты, фуга, инвенция, прелюдия, романс и т. п.
3. Спеть с листа одноголосный пример и голос в трехголосном примере гармонического или полифонического склада; вокальную партию в романсе с сопровождением.
4. Определить на слух элементы гармонической системы: интервалы, аккорды, ладовые звукоряды, гармонические последовательности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН)

На экзамен выносится самостоятельно подготовленный абитуриентом рассказ о музыкальном произведении (или группе произведений) или о творчестве композитора. Тема по выбору абитуриента. Рассказ должен иметь форму публичной лекции продолжительностью не более 30 минут. Обязательным является исполнение на фортепиано музыкальных фрагментов по избранной теме (музыкальные примеры играются наизусть). Представляемый на экзамен рассказ-лекция может сопровождаться мультимедийными иллюстрациями (фото, аудио и видео фрагменты), могут быть задействованы возможности компьютерных программ для создания презентаций. Экзамен проводится в аудитории, оборудованной компьютером.

Темы на выбор:

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

И.С. Бах 
- Жизнь и творчество
- "Хорошо темперированный клавир"
-  Пассионы и мессы

Г.Ф. Гендель 
- Жизнь и творчество
- Оратория "Самсон"

К.В. Глюк
- Жизнь и творчество
- Опера "Орфей"

Й. Гайдн 
- Жизнь и творчество
- Симфоническое творчество (симфонии N 45, 103, 104)

В.А. Моцарт
- Жизнь и творчество
- Опера "Свадьба Фигаро" 
- Опера "Дон Жуан" 
- Оперное творчество (обзорная тема). 
- Симфоническое творчество (симфонии N 40, 41 - более подробно).

Л. Бетховен 
- Жизнь и творчество
- Симфоническое творчество (Симфонии N3, 5, увертюра "Эгмонт" могут быть представлены более подробно)
- Фортепианное творчество (сонаты №8, 14, 21, 23 могут быть представлены более подробно) 

Ф. Шуберт 
- Жизнь и творчество
- Вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Песни.
- Инструментальное творчество (Симфония си минор "Неоконченная" может быть представлена более подробно, обзор фортепианных произведений).

Дж. Россини 
- Опера "Севильский цирюльник".

Ф. Мендельсон
- Жизнь и творчество

Р. Шуман
Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество ("Карнавал" - более подробно)

Ф. Шопен
- Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество (Мазурки,  Прелюдии, Ноктюрны, Этюды, Полонезы, Баллада N1 g-moll, Соната b-moll)

Ф. Лист
Жизнь и творчество

Р. Вагнер
- Жизнь и творчество
- Опера "Лоэнгрин". 

Дж. Верди
- Жизнь и творчество
- Опера "Травиата" 
- Опера "Риголетто" 
- Опера "Аида"
- Оперное творчество (обзорная тема)

И. Брамс
- Жизнь и творчество 
- Симфоническое творчество (Симфония N 4 - подробно).

Ж. Бизе 
- Опера "Кармен"

Г. Берлиоз
-  Жизнь и творчество ("Фантастическая симфония" - более подробно)

Ш. Гуно 
- Опера "Фауст"

А. Дворжак
- Жизнь и творчество (Симфония N 9 "Из Нового Света", "Славянские танцы" - более подробно)

Э. Григ 
- Жизнь и творчество  ("Пер Гюнт", Романсы, Концерт для фортепиано с оркестром - более подробно)

К. Дебюсси 
-  Жизнь и творчество ("Послеполуденный отдых фавна",  "Ноктюрны", Прелюдии для фортепиано - более подробно)

М. Равель 
-  Жизнь и творчество ("Болеро" - более подробно)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.И. Глинка  
- Жизнь и творчество
- Опера "Жизнь за царя"
- Опера "Руслан и Людмила", 
- Симфоническое и камерно-вокальное творчество ("Камаринская", "Испанские увертюры", "Вальс-фантазия", романсы)

А.С. Даргомыжский
- Жизнь и творчество (Опера "Русалка", Романсы и песни - более подробно)

М.А. Балакирев
-  Жизнь и творчество ("Исламей", Увертюра на темы трех русских песен - более подробно)

А.П. Бородин
- Жизнь и творчество («Князь Игорь, Симфония N 2 "Богатырская". Романсы - более подробно)
- Опера "Князь Игорь"

М.П. Мусоргский 
-  Жизнь и творчество 
- Опера "Борис Годунов"

Н.А. Римский-Корсаков
- Жизнь и творчество
- Оперное творчество (обзорная тема или по отдельности  оперы "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Золотой петушок") 

П.И. Чайковский
- Жизнь и творчество
- Опера  "Евгений  Онегин"  
- Опера "Пиковая дама".
- Симфоническое творчество (можно отдельной темой только Симфонии N 4, 5, 6).  
- Балетный театр («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»)

А.Н. Скрябин
- Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество (Фортепианные прелюдии. Этюды. Поэмы ор. 32. Соната N 4 - более подробно)
- Симфоническое творчество (Симфония N 3. "Поэма Экстаза" - более подробно)

С.В. Рахманинов
- Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество (Прелюдии, Этюды-картины, Концерт для фортепиано с оркестром N2, Рапсодия на тему Паганини)

С.И. Танеев
- Жизнь и творчество (Симфония до-минор, Кантата "Иоанн Дамаскин" - более подробно)

А.К. Глазунов
- Жизнь и творчество

А.К. Лядов
- Жизнь и творчество (Восемь русских песен для оркестра, "Кикимора". "Волшебное озеро" - более подробно)

И.Ф. Стравинский
- Жизнь и творчество
- Балеты для «Русских сезонов»: "Петрушка", "Весна священная", "Жар-Птица".

Н.Я. Мясковский
- Симфоническое творчество

С.С. Прокофьев
- Жизнь и творчество
- Балет "Ромео и Джульетта". 
- Опера "Война и мир". 
- Фортепианное творчество (Концерт N 3, сонаты N6,7, "Мимолетности" - более подробно)

Д.Д. Шостакович
- Жизнь и творчество
- Симфоническое творчество (Симфонии N 5, 7, 8 - более подробно)
- Опера "Катерина Измайлова"

А.И. Хачатурян
- Жизнь и творчество (Концерт для скрипки с оркестром, Балет "Спартак"- более подробно)

Г.В. Свиридов 
- Жизнь и творчество ("Поэма памяти Есенина", "Курские песни" - более подробно).
Для поступающих на факультет татарского музыкального искусства

С. Сайдашев 
- Жизнь и творчество
- Музыкально-театральное творчество

Ф. Яруллин 
- Жизнь и творчество
- Балет "Шурале"

М. Музафаров 
- Жизнь и творчество

Н. Жиганов 
- Жизнь и творчество
- Опера "Алтынчач"
- Опера "Джалиль"
- Симфония № 2 "Сабантуй"

Р. Яхин 
- Жизнь и творчество
- Камерно-вокальное творчество
- Камерно-инструментальное творчество 

КОЛЛОКВИУМ

Состоит из:

  • исполнения программы по фортепиано:
    - полифоническое произведение;
    - крупная форма (I или II, III части сонаты);
    - пьеса.

  • собеседования, которое ставит свое целью выявление общего уровня подготовки абитуриента к дальнейшему обучению, его способностей к реализации творческих проектов в различных областях музыкальной культуры, в системе образования и управления в области музыкального искусства, в музыкально-общественной жизни.

 __________________

Музыкальная педагогика

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Исполнение программы (инструментальной или вокальной).
В зависимости от профиля подготовки абитуриент может представить исполнение программы на музыкальном инструменте (полифония, произведение крупной формы, произведение малой формы) или вокальной (классическая ария, романс, народная песня).

 
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Письменно: диктант (одноголосный) в форме периода с хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства. Время выполнения 30 минут

Устно:
- определение на слух модуляции в тональность диатонического родства; тонального план музыкального фрагмента;
- определение на слух: аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями, V9 в основном виде) от звука и в тональности;
- пение с листа одноголосной мелодии, содержащей хроматизмы, отклонения и модуляции, ритмические фигуры (синкопы, триоли) в простом и сложном размерах.

КОЛЛОКВИУМ

Собеседование по профилирующим вопросам в области отечественной и зарубежной музыкальной культуры и педагогики, выявление общекультурного уровня абитуриента, эрудиции в области музыкального и других видов искусства.
Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме учебной программы по специальностям среднего профессионального образования в области музыкального искусства, основные этапы жизненного и творческого пути наиболее значимых композиторов, наиболее значительные явления современной отечественной музыки, профессиональную терминологию.
Анализ одного музыкального произведения из своей программы (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).

Список музыкальной литературы:

Бах И.С. ХТК(1) (по выбору),органная Токката и фуга ре-минор; Месса си-минор

Берлиоз Г. Фантастическая симфония

Бетховен Л. Симфонии №№ 3, 5, 9; увертюра «Эгмонт»; Сонаты для ф-но №№8, 14, 17, 23

Бизе Ж. Опера «Кармен»

Брамс И. Симфония №4

Вагнер Р. Опера «Тангейзер» (увертюра); опера «Лоэнгрин»

Вебер К. Опера «Волшебный стрелок»

Верди Дж. Оперы «Риголетто», «Аида», «Травиата»

Гайдн Й. Симфонии №№ 103, 104

Гендель Г. Оратория «Самсон» (фрагменты)

Глюк К. Опера «Орфей» (фрагменты)

Григ Э. Сюита «Пер Гюнт», Концерт для ф-но с оркестром ля-минор

Дворжак А. Симфония «Из Нового света»

Дебюсси К. Прелюдии для ф-но (2-3 по выбору)

Лист Ф. «Прелюды», «Годы странствий» (по выбору)

Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми-минор

Моцарт В. Оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан»; Симфонии №№ 40, 41; Соната Ля-мажор; Фантазия и соната до-минор

Равель М. Болеро

Россини Д. Опера «Севильский цирюльник»

Шопен Ф. Мазурки (2-3 по выбору); Ноктюрн, этюды (1-2 по выбору); Полонезы (1 по выбору); Прелюдии (3-4 по выбору); Баллада №1 соль-минор; Соната №2

Шуберт Ф. Симфония h-moll («Неоконченная»), Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», Песни

Шуман Р. Фортепианный цикл «Карнавал», вокальный цикл «Любовь поэта»


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ музыкальная литература (XIХ-ХХ век)

Балакирев М. Увертюра на темы трёх русских народных песен, Фантазия «Исламей»

Бородин А. Опера «Князь Игорь», Симфония №2 («Богатырская»), Романсы и песни

Глинка М. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия». Романсы

Даргомыжский А. Опера «Русалка». Романсы

Лядов А. Симфонические произведения: «Волшебное озеро», «Кикимора»

Мусоргский М. Опера «Борис Годунов», «Хованщина» (оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке»); «Картинки с выставки». Песни

Рахманинов С. Концерт для ф-но с оркестром № 2; Прелюдии и этюды-картины для ф-но (3-4 по выбору); Романсы

Римский-Корсаков Н. Оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко». Симфоническая сюита «Шехеразада»

Стравинский И. Балет «Петрушка»

Скрябин А. Поэма экстаза; Соната для ф-но №4; Прелюдии ор. 11

Танеев С. Симфония до минор

Глазунов А. Симфония №5

Чайковский П. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Симфонии №№ 4, 6; Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; Романсы

Мясковский Н. Симфония №21

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта». Кантата «Александр Невский». Симфонии №№5, 7; Соната №7, фортепианный цикл «Мимолётности» (2-3 пьесы по выбору)

Свиридов Г. «Поэма памяти Сергея Есенина»

Шостакович Д. Симфонии №№ 5, 7