Архив научного журнала за предыдущие годы
https://www.kazancons.ru/science/scientific-journal/archive.html
______________________
2025-2(50)
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ
Ван Юньцзэ
К. Ф. Э. Бах. Из Берлина в Гамбург (материалы и документы)
Аннотация. В статье представлены факты и некоторые документы, касающиеся жизни К. Ф. Э. Баха (1767–1768) в период его перехода с должности придворного клавесиниста капеллы Фридриха Прусского на место кантора и музикдиректора (director chori musici) Гамбурга — крупнейшего северонемецкого города. На русском языке материалы издаются впервые.
Ключевые слова: К. Ф. Э. Бах, Фридрих II, Придворная прусская капелла, гамбургская музыкальная жизнь, музикдиректор, публичные концерты.
В. Р. Дулат-Алеев, Лю Сяо
Произведения для арфы Альберта Цабеля в контексте русской и европейской музыки рубежа XIX–XX веков
Аннотация. Композиторское творчество исполнителей-виртуозов до сих пор остаётся недостаточно изученным явлением истории музыки. Принято считать, что произведения музыкантов-исполнителей направлены в основном на педагогические цели, поэтому их наследие, как правило, не анализируется в контексте общих процессов истории музыки. В статье композиторское наследие выдающегося российского арфиста немецкого происхождения Альберта Цабеля (1834–1910) рассматривается в его связях с художественными тенденциями русской и европейской музыки. На основе анализа произведений приводятся выводы о жанрово-стилевых ориентирах, особенностях формообразования и других аспектах музыкального языка композитора.
Ключевые слова: история музыки России, концертный и педагогический репертуар для арфы, история исполнительства на арфе, Альберт Цабель, русская музыка рубежа XIX–XX веков, иностранные музыканты в России, музыкальные жанры, музыкальная форма.
М. С. Бурлаков
Кирилл Волков: стилевые особенности творчества и вопросы периодизации
Аннотация. Автором предпринимается попытка краткого охвата творчества Кирилла Волкова. Перечисляются наиболее значимые сочинения, даётся характеристика их образно-тематическим решениям, жанровому разнообразию, стилистическим особенностям. В заключение предлагается периодизация творчества Волкова, основанная на тенденциях жанрового развития, выделяются произведения, связанные с переходными этапами творческого пути композитора.
Ключевые слова: периодизация, тематизм, стиль, стилистика, фольклор, неофольклоризм, жанр, К. Волков.
Ван Сяоцин, И. В. Полозова
Первая симфония Чжу Цзяньэра: встреча Востока и Запада
Аннотация. Статья посвящена анализу Первой симфонии Чжу Цзяньэра с точки зрения синтеза европейской и китайской музыкальных традиций. Опираясь на европейскую технику письма и драматургию сонатно-симфонического цикла, композитор сочетает их с традиционными признаками китайской музыкальной культуры.
Ключевые слова: Чжу Цзяньэр, симфония, европейская композиторская техника, китайская музыка.
И. И. Васирук
Национальное и интернациональное в современных полифонических циклах
Аннотация. В статье рассматривается проблема национального и интернационального в ракурсе полифонических произведений — всетональных сборников отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI века. В больших полифонических циклах отражается либо одна национальная музыкальная культура со своей спецификой, либо музыкально-фольклорный компендиум народов. Создание национального колорита происходит с помощью цитирования народных мелодий или стилизации, то есть сочинения в духе народного мелоса. Однако в полифоническом многоголосии важным оказывается всё фактурное пространство: и сочетание выразительных средств музыкального языка, и контрапунктирование тем-мелодий, и принципы их обработки в фольклорном ключе.
Ключевые слова: национальное, интернациональное, полифонический цикл, прелюдия, фуга.
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ
А. Т. Гумерова
Аннотация. Статья посвящена исследованию фольклорного бытования тропаря Пасхи «Христос воскресе» в обрядовой культуре христианизированных в XVI–XIX веках народов Среднего Поволжья. На основе привлечения большого корпуса полевых материалов определяются особенности функционирования богослужебного песнопения в народно-обрядовой среде, анализируются механизмы обновления вербального и музыкального текстов тропаря.
Ключевые слова: тропарь Пасхи, «Христос воскресе», фольклоризованные православные песнопения, православное пение народов Среднего Поволжья.
Е. В. Битерякова
Аннотация. Статья освещает методы и результаты полевой работы Ирины Константиновны Свиридовой (1924–1975), изучавшей в экспедициях Московской консерватории в 1960-е годы народные музыкальные традиции казаков, старообрядческую культуру, наследие молокан и духоборов.
Ключевые слова: И. К. Свиридова, Московская консерватория, фольклорные экспедиции 1960–1970-х годов, фонды НЦНМ имени К. В. Квитки, казаки-некрасовцы, севернорусский фольклор, культура старообрядцев.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
Д. Ф. Хайрутдинова
«Әлдермештән Әлмәндәр» Алмаза Монасыпова: о роли музыки в реализации режиссёрского замысла
Аннотация. В статье впервые рассматривается деятельность композитора Алмаза Монасыпова в Татарском государственном Академическом театре имени Г. Камала. На основе изучения архивных материалов определяется его вклад в развитие театральной музыки как важной части татарского драматического искусства; методом сравнительного анализа выявляются черты преемственности в создании музыкального оформления спектакля «Идегәй» («Идегей») версий 1941 и 1994 годов. На примере легендарной постановки «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш») раскрывается значение музыки в режиссуре Театра им. Г. Камала эпохи Марселя Салимжанова. Роль композитора в создании спектакля указывает на сформированность новой парадигмы существования музыкальной составляющей в татарском театральном искусстве последней четверти XX века.
Ключевые слова: Алмаз Монасыпов, Марсель Салимжанов, Татарский государственный Академический театр имени Г. Камала, музыка в драматическом театре, «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Идегей», поэма «В ритмах Тукая».
Л. И. Бушуева
Чувашское композиторское искусство второй половины XX века в отечественной историографии
Аннотация. В статье прослеживается историография чувашского композиторского искусства начиная с 20-х годов XX века и до завершения столетия. Охваченный круг источников позволяет создать представление об актуальных проблемах истории и теории: художественно-эстетических устремлениях композиторов, вопросах стилей, жанров, композиции, аспектов хронологии и периодизации.
Ключевые слова: историография, чувашское композиторское искусство, XX век, проблемы теории и истории.
______________________
2025-1(49)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
М. Е. Гирфанова
Аннотация. Объектом рассмотрения в статье является XXII книга трактата Пьетро Чероне “El melopeo y maestro: tractado de música theorica y pratica” (1613), содержащая собрание из 45 загадочных канонов. Собрание продолжает традицию коллекционирования в рамках музыкально-теоретического трактата загадочных канонов, заложенную Рамосом де Парехой в труде “Musica practica” (1482). Особое внимание уделяется теоретическим взглядам Чероне на загадочный канон, изложенным во Введении в XXII книгу. Подробно разъясняется одна из музыкальных загадок собрания — Загадка слона (№ 28).
Ключевые слова: загадочный канон, трактат “El melopeo y maestro: tractado de música theorica y pratica” Пьетро Чероне, Рамос де Пареха, Герман Финк, Индийские армады Португали.
Г. Ю. Савченко
Аннотация. В статье рассматривается одно из самых необычных камерных сочинений русского композитора Бориса Александровича Чайковского (1925−1996) — Шесть этюдов для струнного оркестра и органа (1976). Концентрируется внимание на характерных особенностях композиторского стиля и его художественного мышления, выявляются уникальные свойства авторской фактуры, гармонии, драматургии выстраивания формы, тембровой поэтики.
Ключевые слова: Борис Чайковский, русская музыка второй половины ХХ века, разнотембровый ансамбль, тембровые миксты, музыка для органа, нелинейная кульминация, индивидуальный авторский проект.
А. В. Хахина
Образы поэзии Р. Тагора в вокальном цикле «Гитанджали» Дж. О. Карпентера
Аннотация. В статье впервые в отечественном музыкознании представлен вокальный цикл «Гитанджали» Джона Олдена Карпентера на слова Р. Тагора. Автор выявляет стилистические и музыкально-поэтические особенности цикла, его связи с всеобщим увлечением восточной культурой и процессами стилевого обновления американской камерно-вокальной музыки в начале ХХ века.
Ключевые слова: Джон Олден Карпентер, Рабиндранат Тагор, Гитанджали, жертвенные песни, вокальная поэма, вокальный цикл.
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX—НАЧАЛА XXI ВЕКА
А. В. Аксенова
Аннотация. В статье даны основные характеристики термина «обработка» применительно к духовному стиху. Исследован процесс развития обработки духовного стиха для хорового концертного исполнения начиная со второй половины XIX столетия, а также определены основные подходы композиторов и аранжировщиков к выбору методов преобразования этнографического музыкально-поэтического материала в форму концертного хорового произведения. В качестве магистральных обозначены два направления в работе с фольклорным первоисточником: ориентированность на церковный канон и опора на комплекс музыкально-выразительных средств народной песни.
Ключевые слова: духовный стих, фольклор, церковно-певческое искусство, хоровая обработка, современные композиторы.
Н. В. Петрова
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия в ансамбле национального и европейского инструментов на примере произведения современного китайского композитора Ли Бочана. Проанализированы ключевые причины возникновения ансамбля подобного типа, а также роль и функции фортепиано.
Ключевые слова: камерно-инструментальный ансамбль, китайская инструментальная музыка, композитор Ли Бочан, ансамбль национального и европейского инструментов, дуэт пипы и фортепиано.
Д. С. Дедюхин
Аннотация. В статье освещаются пути претворения композиторского фольклоризма как значимой тенденции концертного академического репертуара для духового оркестра. Представлен авторский диалог с музыкальным фольклором -— от цитирования до неофольклористского свободного преломления разных сфер народного творчества.
Ключевые слова: отечественный концертный академический репертуар для духового оркестра, творчество Г. Чернова, «Русская сюита», Симфония № 1 «Русь Великая», неофольклористские воздействия.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
А. Т. Гумерова
Возрождение практики православного пения на удмуртском языке в постсоветский период: ижевский опыт
Аннотация. Православное пение на национальных языках представляет собой наименее изученную область музыкальной культуры «инородческих» этносов Среднего Поволжья. В статье объектом внимания становится церковно-певческая практика удмуртского прихода г. Ижевска, где на современном этапе полностью восстановлена утраченная в советский период традиция совершения богослужений на удмуртском языке.
Ключевые слова: удмурты, православное пение на удмуртском языке, церковное пение на удмуртском языке, Г. М. Атаманов, удмуртский приход, храм Петра и Павла.
Г. Ф. Юнусова
Бестекстовые напевы в колыбельных песнях татар
Аннотация. Бестекстовые напевы — характерное явление для татарского детского фольклора. Статья посвящена вопросам идентификации, систематизации различных видов асемантических компонентов этих напевов в колыбельных песнях.
Ключевые слова: бестекстовые напевы, колыбельная песня, народное творчество татар, детский фольклор, звукоподражания, модифицированный текст, имитация щебета птиц, исламский контент.
А. Н. Хасанова
С. В. Устюгова
Фольклорная природа хоровой музыки Ш. Шарифуллина (на примере обработки народной песни «Апипа»)
Аннотация. Статья посвящена изучению написанной Ш. Шарифуллиным хоровой обработки татарской народной песни «Апипа» с целью рассмотрения на её примере методов работы композитора с фольклорным материалом. Погружение в историю обращения к известному такмаку других композиторов Татарстана (А. Лемана, Р. Белялова, С. Сайдашева, А. Ключарёва и др.) позволяет ярче оценить тонкость композиторского мышления Ш. Шарифуллина.
Ключевые слова: Ш. Шарифуллин, «Апипа», такмак, обработка, хоровая музыка, детская хоровая музыка, татарская музыка, В. Лукьянов, Р. Белялов, А. Леман, С. Сайдашев, А. Ключарёв, Ю. Виноградов, А. Костюкова, Л. Исхакова.
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Круглова
Термин “gruppo” и его музыкальная реализация
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам аутентичного исполнения вокальной музыки эпохи барокко. Автор поднимает вопросы верной расшифровки популярного в XVII веке украшения, названного Дж. Каччини ‘‘gruppo’’. Вероятно, отсутствие унифицированной системы орнаментальных терминов в музыке с конца XVI до середины XVII столетия, а также разрозненные сведения привели к тому, что этот орнамент в настоящее время забыт и не используется в исполнительской практике. Автор статьи делает выводы о важности изучения функций и особенностей исполнения рассматриваемого украшения, отмечая, что вокальное исполнение gruppo предполагает экспрессию в связи с воплощением и передачей аффектов.
Ключевые слова: музыка барокко, историческое пение, орнаментация, gruppo, вокальная техника.
Чжао Чжэншэн
Аннотация. В 1855 году М. Гарсия-младший изобрёл ларингоскоп. Его исследования сопровождались научной полемикой, развернувшейся на страницах французской прессы после дебюта тенора Ж. Дюпре на оперной сцене. В статье рассматривается специфика этой дискуссии.
Ключевые слова: тембр, голос, голосообразование, голосовой аппарат, ларингоскоп, Мануэль Гарсия-младший, Жильбер Дюпре.
А. А. Сикорская
Аннотация. В статье рассматривается развитие отечественного дирижёрско-хорового образования в середине XX века на примере саратовской региональной школы. На основе архивных материалов изложена история кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории, обусловленная связями с московской хоровой школой.
Ключевые слова: исполнительская школа, высшее образование, Саратовская консерватория, кафедра хорового дирижирования, специфика обучения, хор, хоровое исполнительство, хоровое дирижирование, хоровой дирижёр.
Указатель публикаций в журнале «Музыка. Искусство, наука, практика» за 2024 год
______________________
2024-4(48)
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ
А. А. Власов
А. В. Наумов
Музыкальный театр Р. М. Глиэра: «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана (1905)
Е. В. Бериглазова
А. Г. Коробова
Сонористика и звукокрасочные тенденции современной музыки
А. В. Хахина, Е. Н. Хадеева
Образы китайской поэзии в вокальном цикле “Water-colors” Дж. О. Карпентера
Лю Тинтин, Д. Р. Загидуллина
Симфонии Чжу Цзяньэра: к проблеме оркестровых составов
И. И. Васирук
Пентатоника и полифония: о цикле «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Е. А. Швец
Опера «Эйнштейн» Салима Крымского как пример авторского стиля композитора
ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ
Д. А. Булатова
К вопросу о формировании тюркской смычковой культуры на Алтае и в Западной Сибири
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
Д. Н. Бекирова, А. Л. Маклыгин
Опера Н. Г. Жиганова «Намус»: контексты забвения
_______________________
2024-3(47)
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ
И. В. Шлемов
Карл II Стюарт и его роль в формировании скрипичной культуры в Англии
А. Л. Маклыгин
Пентатоника в теоретических дискуссиях первой половины ХХ века
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
Е. В. Круглова
Историческая реконструкция техники пения быстрых пассажей в музыке эпохи барокко
М. С. Бурлаков
Тембр и артикуляция в поэтике баянных сонат Кирилла Волкова
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ
М. Г. Кондратьев
К истории псалтиревидных гуслей России: гипотеза Ф. П. Павлова — Р. Б. Галайской
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
И. М. Газиев
Татарская музыка начала XX века в грамзаписи: соло на гармонике
Д. Ф. Хайрутдинова, В. Р. Дулат-Алеев
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА
Цао Синьюй
_______________________
2024-2(46)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
Е. М. Смирнова
И. В. Вискова
Старинная религиозная песня «Богородица»: история и современность
Е. А. Шавырина
«Славянские» сочинения Антонина Дворжака
В. О. Петров
О роли драматического конфликта в фортепианных дуэтах Дмитрия Шостаковича
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ
И. А. Токарев
Авторство и сочинительство средневековых латинских песен
Б. Б. Бородин
Маргиналии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе»
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
Г. Р. Сайфуллина
Музыка в классификации наук Шигабутдина Марджани. Из истории татарской мысли о музыке
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
Ши Вэньсинь
Процесс европеизации оперного театра Китая
Ван Цзясинь
Концепция диалога в фортепианном концерте «Огонь» Тань Дуня
Г. Жолдошбек кызы
__________________________
2024-1(45)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
Ю. А. Иванова
П. Ю. Москвителёва, Р. А. Насонов
Джон Стэнли: слепой органист и практика импровизации волюнтари
И. В. Шлемов
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
К. Л. Зайцева
Орнаментика во французских учебно-методических трактатах для неаполитанской мандолины XVIII века
А. В. Бегутов
Иностранные гитаристы в России: творческие диалоги Ф. Сора и А. Сихры
Цзэн Ии
Пятый концерт Антона Рубинштейна и его исполнительская судьба
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
Л. И. Бушуева
Сценический фольклоризм в Чувашии: история и современность
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Е. Н. Терехова, Д. Ф. Хайрутдинова
Балет-притча «Сказание о Йусуфе» Л. Любовского, Р. Хариса и Г. Ковтуна: к вопросу о жанровом решении
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ
М. А. Гулиева
Музыкальное наследие представителя азербайджанской культуры Алекпера Аскерова
Указатель публикаций в журнале «Музыка. Искусство, наука, практика» за 2023 год