53.03.05 ДИРИЖИРОВАНИЕ

_________________

Дирижирование академическим хором

ДИРИЖИРОВАНИЕ

1. Продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и характеру (одно с сопровождением, другое a capрella).
2. Пропеть наизусть с тактированием рукой одного из голосов хоровой партитуры по горизонтали и последовательность аккордов по вертикали.
3. Уметь исполнить наизусть на фортепиано обе партитуры.

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности, в том числе по хороведению, знание музыкальной терминологии, а также осведомленность по основным положениям методики преподавания в школе и работы с самодеятельным хором.

Кроме того, поступающий должен:
а) проанализировать музыкально-теоретические, вокально-хоровые особенности, текстовое и музыкальное содержание представляемых произведений;
б) сыграть на фортепиано с листа несложную четырехстрочную хоровую партитуру;
в) спеть наизусть а cappella народную песню или любое другое вокальное произведение.

В рамках коллоквиума проводится также экзамен по фортепиано со следующей программой:
1. Одно полифоническое произведение.

2. I или II-III части сонаты.
3. Одно произведение малой формы.

Кроме того, абитуриент должен уметь читать с листа произведения средней трудности.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Написать трехголосный диктант в форме периода, с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства.
Время выполнения – 30 минут.
2. Анализ на слух и пение:

  • интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
  • ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
  • аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).

3. Спеть с листа:

  • одноголосный отрывок из музыкального произведения с хроматизмами, отклонениями и модуляцями в тональности I степени родства;
  • многоголосный отрывок из музыкального произведения с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.

_________________

Дирижирование оркестром народных инструментов

ДИРИЖИРОВАНИЕ

Дирижирование двумя разнохарактерными произведениями, одно из которых должно быть оригинальным сочинением для оркестра народных инструментов.

Примерные варианты произведений для оркестра народных инструментов:

  • Бояшов В. Сюита из балета «Конек - горбунок»
  • Будашкин Н. Лирическая сюита
  • Зарицкий Ю. Русская увертюра
  • Куликов П. Липа вековая

Примерные варианты произведений для симфонического оркестра:

  • Ж. Бизе. Сюита №1 «Арлезианка», Прелюдия
  • И. Брамс. Венгерские танцы
  • Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», Норвежские и Симфонические танцы
  • А. Дворжак. Славянские танцы
  • Й. Гайдн. Симфонии № 83
  • В. Моцарт. Увертюры к операм
  • П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Элегия


КОЛЛОКВИУМ

Ответить на вопросы по истории, теории и практики дирижерского искусства, в том числе по истории оркестра русских народных инструментов, инструментальный состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, основной репертуар, известных дирижеров и исполнителей на русских народных инструментах.

Знать партитуры дирижируемых произведений и быть готовым к ответу на следующие вопросы:
- творчество композиторов исполняемых произведений;
- история создания произведений и их содержания (либретто);
- анализ произведений: жанр, форма, ладоинтонационные, гармонические, темпо-метроритмические особенности;
- исполнение на фортепиано основных тем.

Исполнить на специальном инструменте программу из двух произведений, объемом звучания не менее 10 минут.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в тональности I степени родства (в форме периода).
Время выполнения - 25 минут.
2. Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также несложных периодов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
3. Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).

_________________

Дирижирование оперно-симфоническим оркестром

ДИРИЖИРОВАНИЕ

Программа вступительного творческого испытания по дирижированию включает дирижирование наизусть двумя одночастными разнохарактерными произведениями малой формы или одним одночастным произведением крупной формы (частью циклического), содержащим разделы в разных темпах и характерах, для симфонического оркестра (в исполнении ансамбля из двух фортепиано).

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень и эрудицию абитуриента, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знания музыкальной терминологии, навыки игры на фортепиано.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в тональности I степени родства (в форме периода).
Время выполнения - 25 минут.
2. Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также несложных периодов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
3. Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).