53.03.02 МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

  • ФОРТЕПИАНО
  • ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
  • БАЯН, АККОРДЕОН И СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
  • ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ РОССИИ

_________________

Фортепиано

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Одно полифоническое произведение в оригинале.
  2. Произведение крупной формы (I или II-III части классической сонаты или концерта, или вариации).
  3. Одно романтическое произведение свободной формы.
  4. Два виртуозных произведения, одно из которых - этюд.

По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы. 

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

  1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства. Время выполнения - 25 минут.
  2. Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также в форме предложений, периодов (однотональные и модулирующие в тональности I степени родства).
  3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства). 

_________________

Оркестровые духовые и ударные инструменты

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

  1. Один этюд из пяти подготовленных (исполняется по нотам).
  2. Одна-две части сонаты или концерта или вариации (исполняются наизусть).
  3. Две разнохарактерные пьесы (исполняются наизусть).

Кроме того, поступающий должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение по выбору комиссии), D7, ум.VII7, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также прочитать с листа произведение или оркестровую партию средней трудности.


ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

МАЛЫЙ БАРАБАН

  1. Тремоло ppp < > ppp и другие динамические комбинации, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходом к дроби и возвращением к первоначальному движению.
  2. Один этюд.
  3. Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур, уметь использовать различные нюансы.

ЛИТАВРЫ

  1. Одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением.
  2. Тремоло ppp < > ppp и другие нюансы.
  3. Ритмический этюд.
  4. Прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

КСИЛОФОН ИЛИ МАРИМБАФОН

  1. Гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе «тремоло».
  2. Один этюд наизусть.
  3. Одна-две части сонаты или концерта.
  4. Две пьесы виртуозного характера.
  5. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

  1. Гамма и трезвучия мажорные и минорные.
  2. Одна пьеса.
  3. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

  1. Написать одноголосный диктант в форме периода (до 12 тактов) с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
  2. Время выполнения - 25 минут.
  3. Спеть и определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
    Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).

_________________

Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«БАЯН», «АККОРДЕОН»

  1. Полифоническое произведение (для инструментов «Баян», «Аккордеон»).
  2. Одна-две части сонаты или концерта; или две-три части сюиты.
  3. Одна пьеса в оригинале для данного инструмента.

«СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(балалайка, домра)

В программе обязательно должны быть представлены:

  1. Произведение крупной формы
  2. Произведение кантиленного характера
  3. Виртуозное произведение

«СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (гитара)

  1. Полифоническое произведение
  2. Произведение крупной формы (Одна-две части сонаты или концерта; или две-три части сюиты)
  3. Виртуозное произведение

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе оригинальной - по своей специальности, музыкальной терминологии, партитуры и инструментов оркестра народных инструментов, навыки чтения нот с листа.


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

  1. Написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в тональности I степени родства (в форме периода).
    Время выполнения - 25 минут.
  2. Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также несложных периодов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
  3. Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства). 

_________________

Оркестровые струнные инструменты

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность СКРИПКА)

  1. Две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха (одну подвижную, одну медленную).
  2. Концерт композитора XIX-XX веков (первая или вторая и третья части).
  3. Каприс для скрипки соло одного из следующих композиторов: Н. Паганини, Г. Венявский, П. Роде, А. Вьетан, Л. Шпор, К. Мострас, Я. Донт, П. Локателли.
  4. Одно произведение виртуозного характера.

Все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах и децимах).

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность АЛЬТ)

  1. Два этюда, один на двойные ноты.
  2. Одну - две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха в переложении для альта; или одну – две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха в переложении для альта.
  3. I или II-III части сонаты или концерта.
  4. Два произведения малой формы.

Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио.

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность АЛЬТ)

  1. Два этюда: один – на различные виды штрихов, другой – в двойных нотах.
  2. Две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха (одну подвижную, другую медленную).
  3. I или II-III части концерта или соната.
  4. Два произведения малой формы.

Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, двойными нотами).

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность КОНТРАБАС)

  1. Двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио.
  2. Два этюда разного характера.
  3. I или II-III части концерта или соната.
  4. Два произведения малой формы.

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

  1. Написать двухголосный диктант в форме периода (до 12 тактов) с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
    Время выполнения - 25 минут.
  2. Спеть и определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
  3. Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).

_________________

Национальные инструменты народов России

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ГАРМОНЬ

  1. Полифоническое произведение (баян) или произведение крупной формы (баян или гармонь).

  2. Две разнохарактерные пьесы для гармони.

КУРАЙ

  1. Произведение крупной формы (академический духовой инструмент).

  2. Развернутое произведение либо две разнохарактерные пьесы (курай).

КЫЛ-КУБЫЗ

  1. Произведение крупной формы (кыл-кубыз или родственный этнический инструмент).

  2. Две пьесы виртуозного и кантиленного характера

МАНДОЛИНА

  1. Произведение крупной формы (I или II и III части)

  2. Две пьесы виртуозного и кантиленного характера

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе оригинальной - по своей специальности, музыкальной терминологии, партитуры и инструментов оркестра народных инструментов, навыки чтения нот с листа.


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

  1. Написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в тональности I степени родства (в форме периода).
    Время выполнения - 25 минут.
  2. Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также несложных периодов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
  3. Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).