- ФОРТЕПИАНО
- ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
- БАЯН, АККОРДЕОН И СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
- ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ РОССИИ
_________________
Фортепиано
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Одно полифоническое произведение в оригинале.
- Произведение крупной формы (I или II-III части классической сонаты или концерта, или вариации).
- Одно романтическое произведение свободной формы.
- Два виртуозных произведения, одно из которых - этюд.
По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства. Время выполнения - 25 минут.
- Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также в форме предложений, периодов (однотональные и модулирующие в тональности I степени родства).
- Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
_________________
Оркестровые духовые и ударные инструменты
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
- Один этюд из пяти подготовленных (исполняется по нотам).
- Одна-две части сонаты или концерта или вариации (исполняются наизусть).
- Две разнохарактерные пьесы (исполняются наизусть).
Кроме того, поступающий должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение по выбору комиссии), D7, ум.VII7, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также прочитать с листа произведение или оркестровую партию средней трудности.
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
МАЛЫЙ БАРАБАН
- Тремоло ppp < > ppp и другие динамические комбинации, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходом к дроби и возвращением к первоначальному движению.
- Один этюд.
- Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур, уметь использовать различные нюансы.
ЛИТАВРЫ
- Одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением.
- Тремоло ppp < > ppp и другие нюансы.
- Ритмический этюд.
- Прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.
КСИЛОФОН ИЛИ МАРИМБАФОН
- Гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе «тремоло».
- Один этюд наизусть.
- Одна-две части сонаты или концерта.
- Две пьесы виртуозного характера.
- Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
- Гамма и трезвучия мажорные и минорные.
- Одна пьеса.
- Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Написать одноголосный диктант в форме периода (до 12 тактов) с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
- Время выполнения - 25 минут.
- Спеть и определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).
_________________
Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«БАЯН», «АККОРДЕОН»
- Полифоническое произведение (для инструментов «Баян», «Аккордеон»).
- Одна-две части сонаты или концерта; или две-три части сюиты.
- Одна пьеса в оригинале для данного инструмента.
«СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(балалайка, домра)
В программе обязательно должны быть представлены:
- Произведение крупной формы
- Произведение кантиленного характера
- Виртуозное произведение
«СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (гитара)
- Полифоническое произведение
- Произведение крупной формы (Одна-две части сонаты или концерта; или две-три части сюиты)
- Виртуозное произведение
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе оригинальной - по своей специальности, музыкальной терминологии, партитуры и инструментов оркестра народных инструментов, навыки чтения нот с листа.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в тональности I степени родства (в форме периода).
Время выполнения - 25 минут. - Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также несложных периодов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
- Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).
_________________
Оркестровые струнные инструменты
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность СКРИПКА)
- Две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха (одну подвижную, одну медленную).
- Концерт композитора XIX-XX веков (первая или вторая и третья части).
- Каприс для скрипки соло одного из следующих композиторов: Н. Паганини, Г. Венявский, П. Роде, А. Вьетан, Л. Шпор, К. Мострас, Я. Донт, П. Локателли.
- Одно произведение виртуозного характера.
Все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах и децимах).
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность АЛЬТ)
- Два этюда, один на двойные ноты.
- Одну - две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха в переложении для альта; или одну – две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха в переложении для альта.
- I или II-III части сонаты или концерта.
- Два произведения малой формы.
Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио.
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность АЛЬТ)
- Два этюда: один – на различные виды штрихов, другой – в двойных нотах.
- Две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха (одну подвижную, другую медленную).
- I или II-III части концерта или соната.
- Два произведения малой формы.
Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, двойными нотами).
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность КОНТРАБАС)
- Двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио.
- Два этюда разного характера.
- I или II-III части концерта или соната.
- Два произведения малой формы.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Написать двухголосный диктант в форме периода (до 12 тактов) с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения - 25 минут. - Спеть и определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
- Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).
_________________
Национальные инструменты народов России
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГАРМОНЬ
-
Полифоническое произведение (баян) или произведение крупной формы (баян или гармонь).
-
Две разнохарактерные пьесы для гармони.
КУРАЙ
-
Произведение крупной формы (академический духовой инструмент).
-
Развернутое произведение либо две разнохарактерные пьесы (курай).
КЫЛ-КУБЫЗ
-
Произведение крупной формы (кыл-кубыз или родственный этнический инструмент).
-
Две пьесы виртуозного и кантиленного характера
МАНДОЛИНА
-
Произведение крупной формы (I или II и III части)
-
Две пьесы виртуозного и кантиленного характера
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе оригинальной - по своей специальности, музыкальной терминологии, партитуры и инструментов оркестра народных инструментов, навыки чтения нот с листа.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в тональности I степени родства (в форме периода).
Время выполнения - 25 минут. - Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также несложных периодов (диатонические, с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
- Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).