Русский язык

 

Экзаменационная работа выполняется в тестовой форме, включает 29 заданий и состоит из следующих  частей:


в заданиях части А (задания 1-10) необходимо выбрать только один правильный вариант ответа;
в заданиях части Б (задания 11-23) необходимо выбрать два правильных варианта ответа;
в заданиях части В (задания 24-29) ответ необходимо ввести самостоятельно.

Ответом к заданиям  являются  цифра(-ы) или слово(-а).

Критерии оценки:

Часть А: Задания 1-10 – каждый правильный ответ 3 балла. Всего – 30 баллов.
Часть Б: Задания 11-23 – каждый правильный ответ 2 балла. Всего – 52 балла.
Часть В: Задания 24-29 – каждый правильный ответ 3 балла. Всего – 18 баллов.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальная сумма баллов – 100 баллов.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

ВНИМАНИЕ!

Настоящий тест является ПРИМЕРНЫМ!
Формулировки вопросов на вступительном испытании будут изменены

Пример теста

1. Выберите вариант ответа со словами, которые являются АНТОНИМАМИ.

1) выбирать – забирать
2) тяжелый – интересный
3) начало – налево
4) наконец – навсегда
5) узкий – широкий
6) привлекательный – симпатичный

2. Выберите вариант ответасо словами, которые являются СИНОНИМАМИ..

1) метель – вьюга
2) экономный - расточительный

3) приехать – пойти
4) осуждать – обсуждать
5) общаться – посещать

 3. Выберите слово, которое сочетается с прилагательным ГЛУБОКИЙ.

1) вечер
2) успех
3) нрав
4) старик
5) крах

 4. Выберите вариант ответа со словами, которые являются ПАРОНИМАМИ:

1) туш - тушь
2) зАмок - замОк
3) сильнейший - слабейший
4) масло - масляное
5) невежа - невежда

 5. Выберите вариант ответа с ТАВТОЛОГИЕЙ:

1) проливной дождь
2) рассказывать историю
3) реорганизация организации
4) сообщить новость

5) мгновенный эффект

 6. Выберите правильный вариант продолжения предложения.

Сергей уже купил учебники … .

1) по гармонии
2) о гармонии

3) с гармонией
4) в гармонии
5) для гармонии

 7. Найдите правильный вариант продолжения предложения.

Туристы интересуются … на завтра.

1) про экскурсионную программу
2) об экскурсионной программе
3) экскурсионной программой
4) за экскурсионной программой

5) с экскурсионными программами

8. Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант склонения числительных.

1) о полутора днях
2) о сорока учениках
3) с девяностами рублями
4) со ста проблемами

5) с тремя книгами

9. Выберите правильный вариант продолжения предложения и впишите в бланк цифру ответа.

Экскурсия в музей начнётся … .

1) через десять минут
2) спустя десять минут

3) десять минут назад
4) после десяти минут
5) о десяти минутах

10. Выберите правильный вариант.

В каком слове на месте пропуска пишется буква У?

1) девушки маш..т платками
2) хирурги леч..т

3) маяч..т башни
4) больные дыш..т тяжело
5) книги много знач..т для меня

11. Определите НЕПРАВИЛЬНЫЕ варианты согласования географических и астрономических названий.

1) на горе Эльбрус
2) в Кемерове
3) в городе Казань
4) на планете Марс

5) в штате Техасе

 12.Выберите правильные варианты продолжения предложения.

В нашей группе учатся  … .

1) четыре иностранных студенток
2) четыре иностранных студентов
3) четыре иностранных студента
4) четверо иностранных студенток

5) четыре иностранные студентки

13. Найдите предложения с лексическими ошибками.

1) Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения.
2) Оперу «Царская невеста» написал Н. А Римский-Корсаков.
3) Рождество я отмечал у коллеги по работе.
4) Я тебе всецело доверяю.

5) В ноябре магазин «Segreti» учинит показ мод.

 14. Определите варианты, где в словах на месте пропуска пишется буква O

1) марганц_вая кислота
2) парч_вый наряд
3) ситц_вый халат

4) смешная девч_нка
5) кольц_вая дорога

 15. Найдите ПЛЕОНАЗМЫ.

1) совещание директоров
2) карта мира
3) первый дебют
4) неадекватная реакция

5) бесплатный подарок

 16. Выберите варианты, где в  словах на месте пропуска букв пишется СС. 

1) технический прогре…
2) известная пье…а

3) крепкий фа…ад
4) старый па…ечник
5) молодой а…истент

 17. Выберите варианты, где в словах на месте пропуска букв пишется НН. 

1) имени…ик
2) вкусное мороже…ое

3) гости…ица
4) образова…ый человек
5) ошибка исправле…а

18. Выберите слова, которые пишутся через дефис:

1) (ви)за(ви)
2) (тет)а(тет)
3) (альма)матер
4) (дежа)вю

5) (цейт)нот

19.Выберите  фразеологизмы, которые обозначают умного человека.

1) ум короток
2) светлая голова
3) себе на уме

4) задним умом крепок
5) семи пядей во лбу

20. Выберите ряды, в которых правильно  расставлены ударения в словах.

1) жалюзИ, квартАл, логИн
2) киломЕтр, лгАла, свеклА

3) газопрОвод, кОмпас, катАлог
4) бармЕн, созвОнимся, стОляр
5) пулОвер, щавЕль, апострОф

 21. Выберите ряды, в которых неправильно образованы формы множественного числа именительного падежа  имени существительного.

1) инспекторы, лекторы, профессора
2) бухгалтеры, диспетчеры, доктора
3) возраста, инженера, договора
4) конструкторы, принтеры, редакторы

5) тренера, выпуска, директоры

 22. Выберите ряды, в которых правильно образованы формы множественного числа  родительного падежа  имени существительного.

1) грузин, мест, чулок
2) яблоков, апельсинов, макаронов

3) плечей, шортов, валенков
4) носков, брюк, солдат
5) пять амперов, семь помидор, трое джинс

23. Выберите предложения, в которых на месте скобок пропущено тире.

1) Научный поиск (  ) это бой с тайнами природы.
2) Погода (…) прекрасная.

3) Четыре (  ) чётное число.
4) Этот автомобиль (…) мой.
5) Брат (…) тоже врач.

 Прочитайте текст и выполните задания 24-29.

 (1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:

                              Духовной жаждою томим,

                              В пустыне мрачной я влачился…

(3) Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4) Что значит духовная жажда?

(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлением «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

 (По С. Соловейчику*)

Соловейчик Симон Львович  (1930 – 1996) –российский публицист, педагог и философ,  инициатор педагогики сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году С.Л.Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября».

24. Среди предложений 14-18 найдите такое, в котором автор утверждает, что нельзя считать духовным человека, который живёт  лишь бытовыми заботами. Впишите в бланк  номер предложения. (Правильный ответ – 16)

25.  В предложениях 11-13 использовано индивидуально-авторское слово, характеризующее искусство в формировании духовности, интеллигентности и  воспитанностиИз текста перепишите это слово в бланк. (Правильный ответ – духоподъёмно)

26. Среди предложений 17-21 найдите такое, в котором имеются лексические антонимы. Впишите в бланк  номер предложения. (Правильный ответ – 18)

 27. В предложениях 20-22 найдите слово, обозначающее «настойчивое желание сделать что-либо или добиться чего-либо, внутренне обусловленная необходимость». Из текста перепишите это слово в бланк. (Правильный ответ – стремление)

28. Какой тип речи представлен в предложениях 5-13? Впишите его название в бланк ответа. (Правильный ответ – рассуждение)

 29. Среди предложений 18-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза, лексического повтора и антонимов. Впишите в бланк номер предложения. (Правильный ответ – 21)