Кафедра татарской музыки и этномузыкологии основана в 1989 году. Первой заведующей кафедрой была кандидат искусствоведения, доцент Ю.Н. Исанбет (1989 - 1994). Кафедра неоднократно преобразовывалась. В 1994 году после объединения с кафедрой татарского традиционного исполнительства кафедра получила название кафедры татарского музыкального искусства; ее заведующим стал кандидат искусствоведения, профессор Ш.Х. Монасыпов. В декабре 1995 года в связи с существенным увеличением студенческого контингента было принято решение о разделении кафедры татарского музыкального искусства на две самостоятельные кафедры - татарской музыки и традиционного исполнительского искусства (заведующие - кандидат искусствоведения, доцент З.Я. Салехова и Ш.Х. Монасыпов) и создании на их базе нового факультета - татарского музыкального искусства. В 2001-2002 гг. кафедрой руководила доктор искусствоведения, профессор З.Н. Сайдашева, с 2003 по 2009 гг. - доктор искусствоведения, профессор В.Р. Дулат-Алеев. В 2009 кафедра татарской музыки была объединена с кафедрой этномузыкологии. С 2009 по 2010 гг. - кафедрой заведовал заслуженный деятель искусств РТ, профессор С.М. Хабибуллин, с 2010 г. по 2022 год – кандидат искусствоведения, доцент Л.И. Сарварова.
Основные направления научной и методической деятельности кафедры тесно связаны со спецификой учебных дисциплин, читаемых преподавателями. В разработку методики преподавания ведущихся на кафедре дисциплин значительный вклад внесли: Ю.Н. Исанбет, В.Р. Дулат-Алеев, З.Я. Салехова (История татарской музыки), З.Н. Сайдашева (История татарской музыки, Татарская музыкальная этнография), М.З. Яруллин (Обработка и аранжировка народных мелодий), Ф.В. Ахметова-Урманче (Поэтика татарского фольклора), Р.М. Мухаметшин (Духовная культура татарского народа), Г.Р. Сайфуллина (Эстетика ислама), М.Л. Якубходжаева (Музыкальная культура стран мусульманского Востока), Г.Б. Губайдуллина (Музыкально-теоретические системы Востока, История татарской музыки), Т.А. Алмазова (Историография татарской музыки), Н.Г. Агдеева (История татарской музыки), теоретические проблемы татарской музыкальной фольклористики (Е.М. Смирнова, Л.И. Сарварова).
На базе кафедры плодотворно работает Фольклорно-этнографический кабинет. В настоящее время кабинет ведет планомерную работу по сбору, систематизации и расшифровке музыкально-поэтического фольклора Поволжско-Приурального региона, а также татарского фольклора на всей территории Российской Федерации. География экспедиций обширна: Нурлатский, Мамадышский, Балтасинский, Арский, Рыбно-Слободский, Нижнекамский, Альметьевский, Заинский, Лениногорский, Тетюшский, Дрожжановский, Высокогорский и др. районы Республики Татарстан; Астраханская, Ульяновская, Пензенская, Горьковская, Тюменская, Челябинская, Оренбургская области, ряд районов Республики Мордовия и Республики Башкортостан. Ряд экспедиций осуществлен совместно с различными научными организациями: Центром русского фольклора г. Казани (1997), Чувашским государственным институтом гуманитарных наук (2002), Республиканским центром развития традиционной культуры (2014). На сегодняшний день фонограммархив Кабинета содержит записи татарского, мордовского, удмуртского, чувашского, русского, башкирского фольклора, общий объем которых насчитывает около 15000 единиц хранения.
Значимым результатом деятельности кафедры является появление монографий, учебных пособий, научных статей. Среди них – учебник «Татарская музыкальная этнография», сборник статей «Татарская музыка: История и современность», фольклорный сборник «Песни родины Яруллиных» З.Н. Сайдашевой, серия учебников «Татарская музыкальная литература» В.Р. Дулат-Алеева, «Фонохрестоматия по татарской музыке» (сост. В.Р. Дулат-Алеев, З.Я. Салехова), сборники статей «Из истории татарской музыкальной культуры» (сост. В.Р. Дулат-Алеев), «Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья» (сост. Е.В. Порфирьева, Л.И. Сарварова). Особое место среди научных трудов занимают серии фольклорных сборников – «Памятники татарского народного музыкально-поэтического творчества» и «Музыкально-поэтический фольклор Поволжья и Приуралья».
С 2022 года кафедру возглавляет музыкант-виртуоз, заслуженный артист Республики Татарстан, доцент Р.Г. Рахматуллин. Основная деятельность кафедры связана с развитием исполнительства на национальных инструментах, проведением исследований в области истории татарской профессиональной музыки, музыкального фольклора народов Поволжья и Приуралья.
На кафедре функционирует Ансамбль татарских традиционных инструментов (рук. – Р. Г. Рахматуллин). Состав ансамбля – струнно-щипковая (мандолина, думбра, гусли), струнно-смычковая (кыл-кубыз), духовая (курай, сорнай) группы, ударные инструменты. 18 декабря 2022 года состоялся дебют Ансамбля на сцене Государственного Большого концертного зала им. С. Сайдашева. Кроме того, на кафедре действуют два исполнительских коллектива аутентичной направленности: лауреат всероссийских и международных конкурсов Фольклорный ансамбль (рук. - кандидат искусствоведения, доцент Л.И. Сарварова), лауреат республиканского конкурса Ансамбль традиционных инструментов «Бәрәкәт» (руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Г.М. Макаров).
Профессорско-преподавательский состав кафедры:
Рахматуллин Рустем Гусманович
Сайдашева Земфира Нурмухаметовна
Смирнова Елена Михайловна
Хабибуллин Сагит Мулланурович
Сарварова Лилия Илдусовна
Шарафутдинов Альберт Кабирович
Ярмиева Гульнар Виловна
Камалов Ильяс Файзрахманович
Гиниятов Рамазан Альбертович
Гилязова Лейсан Рахимзяновна
Объявление
27 ноября 2025 г., 12.30, ауд. 315
Юнусова Гузель Файзрахмановна
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Колыбельная песня татар: музыкально-поэтические особенности и жанровые связи»
Научный руководитель – канд. иск., доц., проф. кафедры татарской музыки и этномузыкологии Л.И. Сарварова
Рецензенты – д-р. иск., проф., проф. кафедры татарской музыки и этномузыкологии Е.М. Смирнова; канд иск., доц., зав. кафедрой теории и истории музыки А.Т. Гумерова