53.05.01 ИСКУССТВО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 

________________

Фортепиано

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Одно полифоническое произведение в оригинале.
2. Произведение крупной формы (I или II-III части классической сонаты или концерта, или вариации).
3. Одно романтическое произведение свободной формы.
4. Два виртуозных произведения, одно из которых - этюд (или два этюда).

По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы. 

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1.   Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения - 25 минут. 

2.   Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).

3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства). 

________________

Концертный исторический клавир

К вступительному экзамену по специальности «ОРГАН» допускаются абитуриенты, которые имеют среднее или высшее музыкальное образование (в случае получения второй специальности) и обладают известной профессиональной подготовкой в области органного искусства (т.е. обучались в органном классе музыкального училища), а также наиболее одаренные студенты факультативного класса.

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Вступительная программа должна состоять из обязательной программы:
1. Прелюдия и фуга следующих композиторов: И.Л. Кребса, В. Любека, Д. Букстехуде, И.С. Баха (из 8 маленьких прелюдий и фуг), Н. Брунса, И. Пахельбеля.
2. Две хоральные обработки из «Органной книжечки» И.С. Баха.
3. Вариационные циклы Я. Свелинка, С. Шайдта, чаконы И. Пахельбеля (ре минор или фа минор).

И свободной программы:
1. Токката Дж. Фрескобальди.
2. Небольшие сочинения И.С. Баха: Пастораль, Канцона, Фуга на тему Легренци, Фуга на тему Корелли.
3. Одна-две пьесы из сюиты “Юный органист” С. Франка или органные пьесы Ф. Мендельсона (части из сонат) или небольшие пьесы Ф. Листа.

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения – 25 минут.

2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).

3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).

________________

Концертные струнные инструменты

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность СКРИПКА)

1. Две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха (одну подвижную, одну медленную).
2. Концерт композитора XIX-XX веков (первая или вторая и третья части).
3. Каприс для скрипки соло одного из следующих композиторов: Н. Паганини, Г. Венявский, П. Роде, А. Вьетан, Л. Шпор, К. Мострас, Я. Донт, П. Локателли.
4. Одно произведение виртуозного характера.

Все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах и децимах).

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность АЛЬТ)

1. Два этюда, один на двойные ноты.
2. Одну - две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха в переложении для альта; или одну – две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха в переложении для альта.
3. I или II-III части сонаты или концерта.
4. Два произведения малой формы.

Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио.

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность ВИОЛОНЧЕЛЬ)

1. Два этюда: один – на различные виды штрихов, другой – в двойных нотах.
2. Две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха (одну подвижную, другую медленную).
3. I или II-III части концерта или соната.
4.  Два произведения малой формы.

Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, двойными нотами).

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность КОНТРАБАС)

1. Двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио.
2. Два этюда разного характера.
3. I или II-III части концерта или соната.
4. Два произведения малой формы.

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения – 25 минут.

2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).

3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).

________________

Концертные духовые и ударные инструменты

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

1. Один этюд из пяти подготовленных (исполняется по нотам).
2. Одна-две части сонаты или концерта; или вариации (исполняются наизусть).
3. Две разнохарактерные пьесы (исполняются наизусть).

Кроме того, поступающий должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение по выбору комиссии), D7, ум.VII7, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также прочитать с листа произведение или оркестровую партию средней трудности.

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

МАЛЫЙ БАРАБАН

1. Тремоло ppp < > ppp и другие динамические комбинации, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходом к дроби и возвращением к первоначальному движению.
2. Один этюд.
3. Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур, уметь использовать различные нюанс.

ЛИТАВРЫ

1. Одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением.
2. Тремоло ppp < > ppp и другие нюансы.
3. Ритмический этюд.
4. Прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе.

Кроме того, уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

КСИЛОФОН ИЛИ МАРИМБАФОН

1. Гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе «тремоло».
2. Один этюд наизусть.
3. Одна-две части сонаты или концерта.
4. Две пьесы виртуозного характера.
5. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

1. Гамма и трезвучия мажорные и минорные.
2. Одна пьеса.
3. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Написать одноголосный диктант в форме периода (до 12 тактов) с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения – 25 минут.

2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).

3. Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).