Вступительное испытание проводится в форме устного ответа на два вопроса, один из которых по русской литературе XIX века, другой - XX века
I. Русская литература XIX века
- В. А. Жуковский как основоположник русского романтизма. Специфика романтического мировосприятия поэта (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).
- «Солнце русской поэзии»А.С. Пушкин: судьба и творчество. Основные мотивы и образы лирики (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- Жанровые особенностиромана в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. «Татьяны милый идеал», Онегин и Ленский,образ рассказчика. Пушкинские сюжеты в музыкальном театре.
- Творческий портретМ.Ю. Лермонтова. «История души человеческой» в романе «Герой нашего времени».
- Основные мотивы и образы лирики М. Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Нравственно-философское звучание стихотворения «Дума».
- Н.В. Гоголь: судьба и творчество. Своеобразие интриги и развитие конфликта в комедии «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина как социальное явление.
- Автор и его герои в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Жанровое своеобразие произведения.
- Человек, природа, мироздание в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Философская проблематика стихотворения «Silentium!».
- «Вечный странник»И.С. Тургенев. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе «Отцы и дети». Принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров.
- Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Роль евангельских образов и мотивов.
- А.Н. Островский как драматург-новатор. Актуальность его пьес в наши дни. Черты социально-бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе «Гроза».
- М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик и как философ. Анализ 2-3 сказок на выбор экзаменуемого.
- Творческий портретЛ.Н. Толстого. Личность и история в романе «Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа.
- Главные герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: духовный облик, эволюция характеров. «Мысль семейная» и «мысль народная». Роль авторских комментариев.
- Особенности драматургии А. П. Чехова и его новаторство в области драмы. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишневый сад».
II. Русская литература XX века
- «Серебряный век» русской поэзии:основные направления, их представители.
- Раскол в русской литературе 1914-1922 гг. Возникновение литературы русского зарубежья, ее основные представители.
- Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека. Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе.
- «Музыка революции» в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Многозначность образа Христа в финале поэмы.
- Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Образ Руси.
- Лирический герой и проблематика ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- И.А. Бунин. Тема смысла жизни и тема ностальгии (по рассказам «Господин из Сан-Франциско» и «Антоновские яблоки»).
- М.А. Булгаков: судьба и творчество.Три мира и их взаимодействие в романе «Мастер и Маргарита».
- Человек на изломе историив романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Сценическая и кинематографическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
- Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- Человек, природа, творчество в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- Творческий портретА.А. Ахматовой. Конкретно-историческое и вечное в проблематике поэмы «Реквием». Своеобразие композиции поэмы. Образ матери и трагедия народа.
- Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова. Искания Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Смысл финала эпопеи.
- Творчество поэтов-шестидесятников и эпоха «оттепели». Анализ творчества Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского (по выбору экзаменуемого).
- Нравственная проблематика ранней прозы А.И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказу «Матрёнин двор»).